Закрыть Х

Христианский альманах «Светоч»

 
 
В начале 90-х гг. на волне общественного возбуждения и эйфорического упоения гласностью я вознамерился издавать авторский альманах «Светоч». Замысел был подсказан «Дневником писателя» Достоевского. В годы Мордовской отсидки страницы «дневника» покорили меня взволнованным откликом Федора Михайловича на события, идейные разногласия и публицистические перепалки. С душевной страстностью он пытался донести Божью правду до русского общества, расколовшегося тогда на два непримиримых лагеря: почвенников и нигилистов.

Альманах «Светоч» включал в себя такие разделы:

1.     Размышления над Священным Писанием

2.     Основные вехи истории Христианства

3.     Творение или эволюция

4.     Христианские темы в русской поэзии

5.      Исповедь ума и сердца (подборка стихов)

6.     Литературно-поэтические композиции (на разные темы)

К сожалению, за неимением средств вышел в свет первый и единственный выпуск альманаха. Помещаю отдельные отрывки из него.

Альманах «Светоч» 

В 1991 году вышел первый и единственный номер альманаха "Светоч". Он был задуман как авторский периодический сборник, содержащий мои научные статьи, прозу и стихи. Из-за финансовых затруднений этот проект не состоялся. На сайте помещены отдельные материалы из альманаха. 

К читателям

Все мы, живущие в напряжен­ной обстановке раздирающих противоречий, в атмосфере подав­ленности и безысходности, не можем смириться с устрашающим распадом богоустановленных основ человеческого бытия. Каждый из дней зловещими мазками новых бед и проблем делает эту картину все более удручающей.

Но по мере эскалации планетарного зла, его очевидного торжества, в людях зреет неубиваемая потребность в добре, пробуждается утраченная тяга к святыне. Одновременно с осознанием бессилия перед надолбами проблем, мы, постыженные в нашем недавнем самом­нении, начинаем что-то понимать. Делается самоочевидной истина, что наше спасение в Боге, в доверии к его предуказующему разуму. На наших глазах приказали долго жить оптимистические упования на всемогущество науки и ее детища – планетарного прогресса. 

Так случилось, что наука присвоила себе право последней инстанции в ответах на вопросы о происхождении мира, назначении человека и перспективах развития человечества. Научные истины, добытые пытливым поиском, ока­зались в руках скептиков и атеистов, лишенных должной нравственной позиции. Инструментарий «рацио» очень скоро обнаружил свою оборотную сторону. Последствия экологического кризиса показали, как могут бесценные научные открытия подняться в атаку против всего живого на земле. Вместо предреченного всеобщего благополучия Дамокловым мечом навис вопрос: быть или не быть жизни на истерзанной Земле?

С другой стороны, отравное действие ширящейся секу­ляризации (безрелигиозности) подтачивает корни древа жизни. Под ними следует понимать духовные и куль­турные ценности, которыми от века полнилась и украшалась душа человека. Ныне такие христианские добродетели, как смирение, сострадание, целомудрие, вытесняются наступлением грехов и извращений, воссоздающих цивилизацию языческого гедонизма и содомии. Оттого-то люди, имеющие в сердце искорку веры, как к целебным травам тянутся к животворному действию Божьей истины.

Однако, человеку равно противны атеистический тупизм и рыночный прагматизм, забивающие головы ложными понятиями о жизни и нашим местом в ней. 

Первое издание альманаха «Светоч» продиктовано желанием хотя бы отчасти облегчить неизбежные трудности на пути нашего возвращения к Богу.

Наука и Библия: путь науки к господству

Этой публикацией мы знакомим вас с креационизмом, - сравнительно новым направлением в современной науке. Латинское слово «креатио» означает создание, творение. Креационизм основывается на данных самых разных наук, прямо или косвенно свидетельствующих о творческом начале окружающего мира и его разумном устройстве.

Выводы ученых-креационистов во многом совпадают с истинами Библии и противоречат установкам теории эволюции.

Как христиане мы всецело верим, что учение Библии верно и истинно.  Но возникает вопрос: «Почему же наука последних столетий разошлась в своих выводах с богодухновенными истинами Священного писания и Предания?»

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Конец ХХ-го века, который и поныне считают веком торжества научного мировоззрения, с невиданной остротой обнаружил кричащее несоответствие между расхваленными возможностями научного прогресса и той суммой проблем, которые он породил. Конечно же, нельзя отрицать взрывной рост открытий и возможностей научного знания, но столь же очевидно их бессилие перед нарастающим комом таких проблем, как нравственное одичание, социальное неравенство, полуголодное существование огромных масс людей, угроза вымирания от новоявленных эпидемий, экологического удушья и т. д.

Контраст между благими упованиями, возлагающимися на науку, как выразительницу человеческого господства над природой, и безотрадной реальностью заставляет задуматься над причиной такого несоответствия.

По нашему убеждению, лишь через призму Библии и святоотеческого Предания можно с отчетливостью разглядеть теряющиеся в глубине времен корни упомянутого противоречия. Библия говорит нам о Боге, как о Творце всего сущего. Созданный им мир стал воплощением любви и заботы к людям, ангелам и многообразному миру всего живого.

По учению Церкви успех и благосостояние человека зависят от веры или неверия по отношению к Создателю. Всецелое доверие Ему должно было привести к согласию воли человека с волей Божией, а следовательно, и с Его законом, пронизывающим все творение, от пшеничного зерна до таких сверхсложных структур как человеческий и космический организмы. Таким образом, познание и освоение окружающего мира только в том случае может стать благословенным (успешным), если этому сопутствует признание в Боге премудрого Творца и Источника всех необходимых человеку благ. Из них  главным и определяющим является духовно-нравственное уподобление своему Создателю.

Таким образом Богопознание приводит к  признанию физических и духовных законов мироздания. В этом заключен залог всякого человеческого успеха. Напротив, богоборчество и религиозный скепсис приводят к противостоянию законосообразности мира, обрекая человечество на фатальные неудачи и кризисы.

По слова апостола Павла: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Поэтому объективное научное открытие обнаруживает еще одну иллюстрацию всемогущества и премудрости Бога. Однако, мы имеем в истории науки множество примеров, когда атеистические предубеждения порождали категорическое неприятие достоверных научных фактов, указывающих на Высшее творческое начало. Это хорошо видно на примере болезненного приживания черенка генетики на дереве советской науки. Как известно, она получила клеймо, «лженауки и продажной девки империализма». С прошествием времени,  приходится признать, что малый КПД советской генетики, в числе других причин, объясним подобными идеологическими предубеждениями.

Между тем, Слово Божие и картины природы зримо свидетельствуют о Творце мира и законосообразности, пронизывающей все материальное и духовное.

Наука, движимая пытливостью человеческого разума, открывает сокрытые закономерности. Но эти результаты могут быть использованы во благо человека, если мы признаем в Боге Творца вселенной и Спасителя человечества от греха и смерти. Отсутствие этого развеяло былой ореол науки как панацеи от всех бед и обрекло ее на блуждание в лабиринтах прагматизма.

Обратимся к временам, когда наука, уверовав в свое всемогущество, «потянула на себя одеяло», ничего не оставляя для религиозного видения и понимания мира.

Прежде всего озадачимся вопросом: «Каким образом она обретала свое господство?»

Общепризнанно, что одной из причин эпохи Возрождения стал кризис католического богословия, ушедшего в сумрачные дебри отвлеченных умствований и оказавшегося неспособным положить в протянутую руку науки хлеб небесного откровения. Начался опасный отход  от библейских понятий о мире и человеке на фоне возрождения язычества. Центральным пунктом новых взглядов было представление о вселенной, включая человеческое общество и отдельных людей, как о механизме или системе, действующей по заданной программе.

Вторым «китом» Возрождения стал гуманизм - культ человека.  Как известно, гуманисты возвеличили в индивиде его телесно-материальную сторону, игнорируя духовно-нравственную половину человеческого «Я».

Связанные с этим вопросы добра и зла, смысла жизни и вечности отдавались на откуп католической схоластики. Выходило, что грешный человек, а не Всесвятый Бог, делался высшей ценностью и мерилом всего сущего. Восприятие человека, как некоего самодостаточного механизма, привело к ложному понятию, что его взгляды, мораль и поведение могут быть определяемы с помощью естественно-природных, а не религиозных мотиваций. Таким образом, отпадала всякая нужда в Творце. А непреходящее значение Его для человека вытеснялось заманчивым соблазном достичь господства над миром посредством человеческих знаний и практик.

Выразителем подобной концепции стал Френсис Бэкон (1561 — 1625гг..). С именем этого человека связывают начало радикального переворота, приведшего к вытеснению религии наукой. Показательно, что сам Бэкон ровным счетом ничего не привнес в современную ему науку. Напротив, он близоруко проглядел научные открытия того времени, а разработанный им индуктивный метод оказался совершенно непригодным к употреблению.

Но философ, к сожалению,  пророчески предрек для науки роль, которую она играет и по сей день. В словаре Брокгауза и Эфрона мы читаем: «Цель философии Бэкона чисто практическая: расширение могущества человека посредством знания». Не напрасно ему приписывают знаменитое изречение: «Знание - сила». Выходит, что человек должен знать как можно больше, чтобы приобрести господство над природой.

Бэкон сформулировал дидактическое предписание нарождавшейся науке: познать и покорить материю и, тем самым, продемонстрировать, что человек способен достичь величия и могущества без участия Бога.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) держался ложного принципа Макиавелли (1469 – 1527 гг.): «цель оправдывает средства». Он был положен Гоббсом в основу его утопического государства. Философ исходил из общепринятого тогда представления о человеке, как некоем самодостаточном психофизическом механизме. Гоббс полагал, что вражбно эгоистические проявления такого человека к себе подобным, может обуздать только сильное деспотичное государство. Именно власть и наука предписывают индивиду утилитарно-прагматические нормы поведения и, таким образом, избавляют его от религиозно-нравственной опоры. Гоббс не дошел до полного отрицания Бога, но, видя в Нем лишь первопричину, он лишал Его нравственно-идеальной сущности. Философ первым разработал и предложил систему устройства человеческого общества, воздвигнутого на естественно-научном фундаменте.

Из Библии мы узнаем, когда падший ангел пытался подорвать доверие Адама и Евы к Создателю, он увлек их обольстительным, захватывающим дух обманом, что, вкусивши запретный плод, они станут подобны Богу. И представьте, с того времени, в людях, утративших веру во Всевышнего, присутствует неумное желание поставить себя на Его место и самолично осмыслить и перекроить мир. Мы наблюдаем это не только в истории науки на примере названных мыслителей и ученых, но и в истории человечества в целом. Именно в горделивом человекобожии заключена главная причина современного цивилизационного тупика.