Публицистика
Публицистика
А. С. Хомяков - мыслитель и поэт
23 апреля я был приглашен на семинар преподавателей православной культуры в СОШ №70, что в п.Скуратово.
Мое выступление было посвящено Алексею Степановичу Хомякову, чье родовое имение находится неподалеку от Тулы в селе Богучарово. В 12 лет, читая «Былое и думы» Герцена, я впервые узнал об этом удивительном русском человеке. В сборнике «Небесные блики» его стихи предваряются моим очерком. Помещаю его полностью.
Наследие славянофилов и современность
Воззрения А. С. Хомякова обнаружили свою значимость уже при его жизни, в контексте русской истории 30-50-х годов XIX века. Тогда назрела необходимость пересмотреть прошлое и настоящее страны с позиции национального самосознания. Петровские реформы воистину «подняли на дыбы» всю Россию. Они раскололи русское общество на западноориентированную аристократию и народные низы, утратившие опору в лице императора и своего барина, в парике и безбородого «на англицкий манер». Церковь была низведена до положения духовного ведомства и по замыслу царя-реформатора являла собой «пятое колесо» в телеге имперского правления. Богословие постепенно наполнялось протестантским содержанием. Идеи французских просветителей привнесли в аристократическую среду новый тип религиозности – масонство. Оно отчуждало от Православия значительную часть дворянского сословия. Отчужденность от Церкви существовала как скрыто, так и явно. К примеру, основанное князем Голицыным «Библейское общество» культивировало некое внецерковное христианство. Но скоро последовала оправданная реакция здоровых сил нации.
Мессианское призвание России
По слову Господа, все, что воздвигается на песке своеволия и богоотвержения, вскоре рухнет... Так оно и случилось. Ветхозаветный пророк Даниил предсказал сокрушительное и бесславное падение земных царств, которые были низвергнуты за дерзновенные потуги попрать Царство Божие ради возвеличивания своего, которое они мыслили вечным благоденствием человечества. Привожу два стихотворения Ивана Алексеевича Бунина, поэтически запечатлевшего события русской смуты 1917 года и посрамление вселенского истукана этого детища. врага рода человеческого. Мы с вами стали свидетелями и жертвами душе отвратного и богопротивного проявления своевластия империи зла, именуемой Америкой, а по-библейски - Вавилоном наших дней. Согласно пророчествам, падение нынешнего Вавилона совершится от Царей с Востока, под которыми в контексте современной политики очевидно просматривается современная Россия в лице ее Богом данного правителя Владимира Владимировича Путина. Благодарю Господа, что живу в стране, на мессианскую будущность которой указывали многие и великие.
Слово о Бунине!
Из письма за май 1971 года
Дубравлаг
В прошлогоднем номере «Новый мир» за март прочел как откровение повесть Валентина Катаева «Трава забвения». Он пишет о своих встречах в Одессе с И.А. Буниным незадолго до его эмиграции. Поверженная, обезображенная красота России, где все было так любимо Иваном Алексеевичем, горестно отразилась в «Окаянных днях». Катаев несколько раз встречается с почитаемым учителем. Свой пиетет перед Буниным он выразил словами: «Я должен был увидеть человека, перед талантом которого преклонялся, и который представлялся мне существом почти сказочным». Читал страницу за страницей и одного желал: чтобы долго не закончилась захватывающая хроника нескольких дней из жизни великого Мастера.
Истоки духовной трагедии Л.Н. Толстого
Опубликовано в журнале "Православные беседы" (г. Москва, 2017 год)
Автор статьи, известный православный миссионер, Олег Сенин несколько лет преподавал на кафедре духовного наследия Л.Н. Толстого в Тульском государственном педагогическом университете. Пользуясь своим правом на самостоятельное концептуальное изложение материала, Олег Михайлович стремился раскрыть перед студентами мировоззренческие и религиозные тупики, к которым великого писателя привело истово-демоническое отвержение святоотеческой веры.
Религиозные мотивы богоискательства Л.Н. Толстого
В феврале 2016 года исполнилось 115 лет со дня отлучения Льва Николаевича Толстого от Церкви. Как век назад, так и ныне событие это вызывает различные, чаще всего противоречивые отзывы. Мне довелось слушать мнение людей, отнюдь не сторонних православию, что им очень трудно принять и тем более оправдать факт отлучения Толстого. И действительно, большинство людей воспринимают Толстого как выдающегося мастера слова. Отсюда и недоумение: за что же, мол, Церковь так обошлась с Толстым?
Пушкин как христианин
Когда-то Н. В. Гоголь сказал о Пушкине слова, с тех пор бессчетное количество раз повторенные: «Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет…»
До сих пор в умах большинства наших современников живет миф о Пушкине как об атеисте-безбожнике. Это предубеждение внедрялось в наше сознание не один десяток лет. Но в последнее время наблюдается иная крайность – культивируются легенды о «Пушкине в клобуке». Как же обстоит дело на самом деле?
С печалью и надеждой о земле отцов
Последние десять лет нашей задерганной истории одарили россиян надеждой на лучшее. Пробивает путь долгожданное и нужное, но хватает и того, от чего хочется скривиться и нос зажать. Все больше становится тех, кто по принципу «от противного» провидит черты жизни, достойные великой страны. Речь идет о нашем светлодушном, трудолюбивом народе в целом. Нам, русским, есть откуда взять созидательный материал для возведения нового. Порукой тому – опыт прошлого, просоленный потом, увенчанный подвигами и обретениями. Национальное унижение 90-х, неубиваемая надежда на возрождение былого величия – вот фундамент, на котором поднимутся стены Русского Дома. Есть добрые знаки, что дело это вполне сбыточное.
Не стать бы нам "ваньками", непомнящими родства
Духовное возрождение России немыслимо без воспитания интеллигенции и молодежи в духе тех традиций, благодаря которым сформировался наш национальный организм. К прискорбию, несколько поколений в результате тотальной и непрерывной обработки со стороны воинствующего атеизма почти напрочь утратили сознание своих корней, а, следовательно, и жизненных целей. Современное поколение молодежи носит в себе не только издержки государственного атеизма, но и все те антихристианские новации, которые принесла с собой стихия рынка и необузданная свобода.
Куликово поле собрало нас
В который раз в праздник Рождества Богородицы приезжаю вместе со многими земляками и соотчичами на поле русской славы. И неизменно сердце теснит трепетное чувство сопричастности к былому.
Когда-то, несколько веков назад этим же подстепьем двигалась к Дону русская рать. Разноликий ратный люд с дальних мест стекался тогда к сборному месту в Коломне для решительного отпора врагу и супостату. Православной Руси, поднимавшейся с колен, угрожала тогда не только принявшая ислам орда, но и католическая Европа вместе с сепаратистски настроенными удельными князьями. Угрозе инаковерия ужесточения ига и раздробленности противостали не только московские князья и святители, но и весь народ, который после кровавого крещения на Куликовом поле явил себя в обличии великорусского этноса.