В одной версте от села Колюпаново, что в Алексинском районе, близ Оки, между двумя горами, обросшими лесом, располагается колодец блаженной старицы Евфросинии. Она сама выкопала его в сороковых годах 19 века в месте своей уединенной молитвы. Матушка часто говаривала приходящим: "Берите воду из моего колодца и будете здоровы!"
Заметим, что старица, урожденная княжна Вяземская, прожила долгий век – 120 лет и скончалась 16 июля 1855 года. Последние 12 лет своей жизни она провела в этом удивительно живописном месте, которое доныне освящено ее присутствием.
По рождению Евдокия принадлежала к княжескому роду Вяземских и была дочерью сенатора. Образование она получила в элитном Смольном институте благородных девиц, по окончании которого была взята фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. В те годы ей посчастливилось общаться с полководцем Суворовым, с Долгоруковыми и с другими знатными семействами. Остается неизвестным, сколько времени она провела при дворе. Однако настал день, когда стремление к горнему заслонило все житейские пожелания и она смиренно отозвалась на призывные слова Христа: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24). Тогда-то три задушевные подруги-фрейлины сообща договорились оставить суетную никчемность мирской жизни и всецело посвятить себя подвигу молитвенного самоотреченного служения Богу и ближним.
Чтобы скрыть свои намерения, девушки, для виду, оставили свои платья на берегу красивого и глубокого Царскосельского пруда. Сделали они это, чтобы убедить знавших их, будто утонули во время купания. Известно, что девица Евдокия, переодевшись в бедное рубище, пошла странствовать. Со временем, по милости Божией, она добровольно приняла подвиг неприкаянной нищеты и юродства, которое Церковью признается за высокое духовное подвизание.
В первые годы, после ухода из мира, старица жила в разных монастырях, исполняя разные послушания. С годами, когда силы стали покидать её, она посвятила себя неустанному молитвенному подвизанию. Но, прежде, Евфросиния обратилась к митрополиту московскому Платону и, поведав ему о своем намерении, просила его благословения на это богоугодное и душеспасительное дело. Мудрый и прозорливый архипастырь отослал её с собственноручной запиской к игуменье Серпуховского девичьего монастыря. Здесь-то она и начала свой подвиг юродства, который продолжала до своей блаженной кончины.
Старица поселилась не в самой обители, а за монастырской стеной, в тесной хижине. Кроме неё там нашли приют несколько кошек и три собаки. Святая Евфросиния спала вместе с ними на полу. Когда навещавшие её изумлялись увиденному, старица постоянно уверяла, что сама она, по грехам, хуже собак. Однажды игуменья укоризненно выговорила ей: "Матушка, зачем тебе столько животных? Ведь, из-за них в коморке просто нечем дышать". Блаженная, горько улыбнувшись, отвечала: "Теперь эти запахи заменяют мне духи, которыми я постоянно пользовалась, пребывая при дворе императрицы".
Многие удостоверялись в её прозорливости: замечали, если она угостит кого редькой или перцем, тот человек вскорости испытает горести или скорби; кого накормит блинами и одарит ладаном, тот будет огорчен кончиной кого-то из родных или близких.
Вот как описывают очевидцы образ жизни матушки Евфросинии, когда она подвизалась в Серпухове. В жару её келья была натоплена, а по зиме она редко, когда пользовалась дровами для обогрева. Блаженная носила железные вериги, одевалась в рубище из грубого сукна, ходила босиком даже зимой. Голова её была острижена, лишь иногда она обматывала её тряпицей или надевала шапочку. На шее, помимо увесистого креста, она носила железную цепь. Из кельи выходила с тяжёлой палицей в руке. По ночам святая имела обыкновение обходить стену монастыря и петь псалмы. Заходя в часовеньку, что вблизи обители, убирала иконы цветами и усердно молилась. Травами, собранными в окрестном лесу, пользовала больных, многие из которых исцелялись.
Неоднократно Владычный монастырь посещал митрополит Филарет (Дроздов) и первым делом навещал блаженную и беседовал с нею в её келье. Надо заметить, что к блаженной, по мере известности, обращались жители Серпухова и окрестностей его. Сколько она ни старалась скрыть свою подвижническую богоугодную жизнь, но, по воле Божией, её мудрость, прозорливость и аскетическое житие сделались широко известны.
Однако, Господь упреждал истинно верующих: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир» (Ин. 16:33). Случилось так, что, помимо искренних почитателей, у неё появились и недоброжелатели. После того как злосердые люди умертвили её собачек, старица горестно обмолвилась: "Как их сгубили, так и меня изведут". После этого случая, чтобы не вводить во искушение людей бесчувственных, блаженная приняла приглашение Натальи Алексеевны Протопоповой, помещицы села Колюпаново, и поселилась у нее в начале 40-ых годов. С собою она не взяла ничего, кроме образа с ликами Спасителя, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. Икона эта долгое время потом находилась при её гробнице.
Её благодетельница построила для матушки небольшой домик и всячески её обихаживала. Но на её удивление старица поместила там свою корову, а сама ютилась в небольшой каморке вместе с курами, индейками, кошками и собачками. Совершая подвизание юродства Христа ради, она не каждому отвечала на просьбы и вопрошания. Ибо ей от Бога дано было видеть внутреннюю суть человека. Случалось, когда кто-либо из посетителей стучался в дверь её хибары, она притворялась спящей.
Изредка Евфросиния отзывалась на приглашение помещицы к трапезе или чаепитию. Случалось, что во время разговора она вдруг не без укора заявляла: "Вот вы сейчас в довольствии едите и пьёте, а сию минуту тут вот, не далече, человек помер, и душа его с телом разлучилась". При этом, она даже называла умершего по имени. "Давайте же помолимся о новопреставленном и помянем его." Иногда она неожиданно извещала людей, находившихся рядом, о рождении младенца и поздравляла их с этим радостным событием. Священник, к которому посылала затем госпожа Протопопова, подтверждал правоту слов прозорливицы.
Во время эпидемии холеры 1848 года в приходе села Колюпаново, по молитвам святой старицы, общая смертность была менее предшествующих и последующих годов, о чём свидетельствовали метрические книги.
Очевидцы передают, что матушка с помощью Божией много раз исцеляла недужных от тяжелых болезней. Нередко, она не просила и не советовала, что должно делать, а строго приказывала, и мало кто мог ослушаться её наказу. После её кончины болящие и страждущие с верою и упованием в помощь святой старицы брали земельку с её могилы, маслице от лампады и, конечно же, воду из её источника. Сохранилось немало свидетельств благословенного отклика святой на нужды ближних.
В последние годы мы стали очевидцами исполнения ещё одного из её предсказаний. Своему духовнику, отцу Павлу Просперову, матушка не раз говаривала, что со временем в Колюпаново возникнет иноческая обитель для желающих посвятить свою жизнь на служение Богу, при этом, она конкретно указывала на расположение будущих монастырских строений. И удивительно, в 1995 году Святейшим Патриархом Алексием II и по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона был учреждён в Колюпаново Свято-Казанский женский монастырь. Бывший на том месте, но разрушенный богоборцами храм стал восстанавливаться уже с 1993 года. И то, что своим обличием он ныне радует богомольцев и паломников, несомненно, - заслуга нынешней настоятельницы матушки Евфросинии (Вяземская). Сейчас в обители подвизаются несколько монахинь и послушниц. Их небесная предстательница, блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, погребена в этом храме у северной стены. 5 октября в 1988 году она была причислена к лику местночтимых святых. В этот день в нашей Епархии совершается Собор Тульских святых, где достойно предстательствует святая блаженная старица Евфросиния, Алексинская чудотворица.
В течении церковного года в обители проходят крестные ходы в Пасхальную седмицу, на Духов день, в годовщину кончины блаженной Евфросинии, а также на праздники в честь иконы Казанской Божией Матери. Молящиеся с иконами, хоругвиями и песнопениями шествуют от храма до целебного источника, который местной властью объявлен "памятником природы федерального значения". Поскольку колодец на этом месте был выкопан блаженной старицей, верующий богомольный народ любовно именуют его "источником старицы-Евфросиньюшки".
Каждый раз, приезжая на святое место, видишь благие перемены: храм благоукрашается, появляются новые монастырские строения, лестница, ведущая к колодцу, выложена плитами и обрамлена перильцами, над источником устроена купальня дивной красоты. На буднях, особенно по воскресным и праздничным дням, обитель посещают многочисленные паломники, проникаясь благолепием обители и природными красотами.
Олег Сенин и Татьяна Смирнова. г. Тула, 2001 год.