Закрыть Х

Использование научно-креационной и религиозной фактологии в школьных и университетских учебных программах для катехизации современной молодёжи и интеллегенции

Духовное возрождение России  немыслимо без воспитания интеллигенции и молодежи в духе тех традиций,  благодаря которым сформировался   наш   национальный   организм.  К  прискорбию, несколько поколений русских людей  в  результате  тотальной  и непрерывной  обработки  со стороны воинствующего атеизма почти напрочь утратили сознание своих корней,  а,  следовательно,  и жизненных  целей.

Современное поколение молодежи носит в себе не только издержки государственного атеизма,  но и все те  антихристианские новации,  которые принесла с собой стихия рынка и необузданная свобода.

В молодежной  среде в наши дни господствует скепсис и индивидуализм, религиозное безверие и обольщение блеском Запада, примитивизм понятий и подчинение масскультуре. Все это усугубляется возрастной импульсивностью и подростковым экстремизмом. Поэтому речь  идет не только о духовной и жизненной переоценке ценностей, но и о созидании начал личности в болезненный период переходного  возраста.  Равно  и интеллигенция,  по причине своей излишней открытости для разного рода  влияний,  не  имея достаточной  религиозной укорененности,  чтобы определиться на перепутьях идей и интересов,  в наши дни более чем когда  либо  оказалась лишенной руля и ветрил.

Религиозно-культурное своеобразие переживаемого нами  момента обусловлено трагическими зигзагами в историческом развитии России 20-го  столетия.  Всеразрушающая  стихия  революции изначально заключала в себе богоборческую и антицерковную  направленность. Демоническая  исступленность гос.атеизма   после 70-ти с лишним лет неослабного и планомерного искоренения веры оставила за собой полупустыню едва ли не  всеобщего  безверия, духовного невежества  и сопутствующего им нравственного одичания. Утопия,  довлевшая над душами и умами миллионов,  обернулась для  нас  зловещими  пятнами распада,  которому оказались подвержены все сферы жизни национального организма. Более же всего пострадала церковь, во все века являвшая собою животворное и светоносное начало народной жизни.

Богом данные перемены, казалось бы, должны были иметь национально-созидательную и  религиозно-возрожденческую  направленность. Однако эпоха тоталитаризма не прошла бесследно: преумноженная с десятилетиями стихия антихристианского  противления находит  выход,  то  там то здесь прорывая непрочные дамбы заново возводимой жизни нации.  После того, как разом осекся и замолк идеологический громкоговоритель, в наступившей тишине с законным на то правом должен был бы  зазвучать  голос  церкви. После  затяжной духовной бескормицы народ нуждался в едином на потребу - в восстановлении тех исконных начал, на которых держалась  и преумножалась его историческая жизнеспособность.  Но этот решающий для судеб страны момент  застиг  церковь  в  той приниженности  и ослабленности,  которые стали зловещим итогом богоборческой политики государства.  Все лучшие силы  в  нашем обществе видели  в церкви сокровищницу прошлого и святой залог будущего. И конечно же, ослабший, но твердый голос ее зазвучал и  повсеместно  был услышан.  Но одновременно с голосом церкви стала  нарастать  какофония  чуждых  ей  голосов  новоявленных обольстителей народа русского.  

Так получилось,  что оборотной стороной безоглядно широкой религиозной свободы стал  поистине взрывной рост сект,  оккультизма,  нетрадиционных религий. Духовный голод и отсутствие элементарной религиозной осведомленности  сделали  многих  наших соотечественников легкой добычей для закордонных проповедников.  "Истины",  ими  проповедуемые, были либо плоскостно примитивными, либо утилитарно заземленными. Поэтому у значительной части их последователей вскоре возникло  охлаждение и разочарование в них.  Религиозная уступчивость усугублялась еще и тем,  что людям не с чем  было  сравнить,  ведь  богатейшее  наследие православия было ведомо лишь небольшой части  нашего  народа,  поэтому  требовалось  время, прежде чем стало происходить распознавание, а затем и отторжение заведомо чуждого нам.

Милостью Божией, православное влияние ныне заявляет о себе все очевиднее. Однако современному человеку, усвоившему все мыслимые и   немыслимые  каверзы  безблагодатного  секулярного воспитания и образования, очень трудно дается воцерковление, и далеко не  всегда дорога к храму становится для нашей интеллигенции и молодежи прямой и торной.  А между  тем,  возрождение дорогой всем  нам  России  немыслимо без обращения к питающей, просвещающей и животворящей силе православия.  Но как  преодолеть досадную  отчужденность религиозно пробужденной части интеллигенции и молодежи от Матери-Церкви?  Каким образом  можно защитить их от душепагубной стихии рынка, от космополитической безликости западных влияний и, наконец, от духовного уродства, производимого сектантской экспансией?  Что необходимо нам сделать для того,  чтобы поколение  возрастающее  и  "прослойка", культуру творящая,  своей приверженностью к традиционным религиозно-национальным ценностям предопределили  бы  православную будущность России?

Наши ответы на поставленные вопросы могут различаться неповторимостью конкретных путей и способов разрешения проблемы, но,  бесспорно,  будут едины в понимании общей  направленности происходящих в нашей стране процессов.  В этой связи и мы дерзаем высказать смиренное суждение как по общим положениям, так и по частным аспектам настоящей проблемы.

Возвращение к традиции, к почве, к православию является для нас единственной надеждой и гарантом нашей национально-духовной будущности.  Этот  путь не только возвратит нас к самобытным началам жизни и веры,  но и убережет нас от безоглядной опрометчивости в  подражании Западу и от легковерного впадения и прелесть инаковерия.

Приверженцами сект и нетрадиционных религий становятся, как правило, люди с ослабленным чувством патриотизма, и сознанием национально-духовной инаковости.  Поэтому сектантский ригоризм и нигилизм по отношению к святыням нашего прошлого оказывается внутренне созвучен таким людям.

Обращенность к традиции раскрывает и высвечивает значение церкви  как  первопричины всего святого и светлого в нашем историческом достоянии. Такое видение церкви и ее зиждительной миссии не может не вызывать чувства уважения и благодарности к ней за ее многовековый созидательный труд.

Важнейшим итогом  нашего  духовно-культурного  развития было создание  типа  русского  человека  с  его  тяготением  к христоподобной простоте и красоте. Поэтому спасение каждого из нас, живущих в России,  немыслимо вне церкви,  воссоздающей  в нас утраченный  образ   Божий.   При   идолопоклонстве   всему западному или пребывании в секте совершается не только  национальное,  но и духовное обезличивание человека.  Все это имеет своим страшным следствием утрату даруемого Господом спасения.

Некоторая часть современной интеллигенции была воспитана на лучших образцах русской классической литературы, которые привлекали и  вдохновляли их отсветом евангельских начал и образов. Так случилось, что в этой среде сложилась и культивировалась своего рода внецерковная религиозность.  В те годы церковь как объективно, так и субъективно находилась на периферии их жизни. Теперь же, когда открылась очевидная возможность воцерковления, эти люди не могут  избавиться  от  чувства  самодостаточности внецерковной  религиозности.  Поэтому ныне важно показать, что русская литература,  как и наше искусство в  целом, несет в себе лишь толику того,  что содержит церковь, будучи телом Христовым  и  вместилищем  божественной  красоты  и истины.

Олег Сенин, магистр богословия, катехизатор Тульской епархии