Закрыть Х

Проблемы биоэтики. Православный взгляд

В современном мире все очевиднее усиливаются процессы секуляризации, что с неизбежностью ведет к утрате духовных ценностей и ориентиров. Более того, проявляется стремление к подмене авторитета Божьего Закона, прагматически заземленными и нравственно выхолощенными понятиями и установками.

Особенно зримо это проявляется в сфере биомедицинских технологий, повсеместное и бесконтрольное применение которых приводит к тяжелым социальным и духовно-нравственным последствиям. В сложившейся   ситуации особую значимость приобретают христианские вероучительные принципы и личное убеждение верующих, которые основываются на Божественном Откровении, где человеческая жизнь представляется бесценным даром Творца, а свобода человека выражает возможность обретения богоподобного характера. Достигается это единственным путем – через посвященное исполнение заповедей любви к Богу и ближнему: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48). В этой связи способность к детородству и зачатие ребенка является одновременно даром и проявлением Божией любви в изначальной выражаемой заповедью: "Плодитесь и размножайтесь".

Согласно учению Церкви, человеческий плод в момент зачатия и эмбрионального развития заключает в себе всю совокупность явных и потенциальных   свойств   будущей   личности: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13,15-16). Поэтому неоправданное прерывание беременности на любой стадии является нарушением шестой заповеди: «Не убивай» (Мф. 19:18).  Исключения составляют лишь отдельные сложные и критические ситуации, в которых могут оказаться мать и будущий ребенок. Например, когда продолжение беременности становится угрозой жизни роженицы и ее здоровью. Это относится и к тем случаям, когда возникает серьезное опасение, что ребенок родится с физическими недостатками, либо умственной отсталостью. Это также распространяется на ситуацию, когда беременность стала результатом изнасилования, либо когда беременность протекает у женщины моложе 15 лет.

Известно, что легализация абортов началась и получила распространение только в 20  веке. Это явление имеет очевидную эсхатологическую окраску и, по сути, является осуществление пророчества, которое гласит, что «в последнее время по причине увеличения беззаконий во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Знаменательно, что впервые легализация абортов была осуществлена в атеистической советской России. Как горькое следствие, в 2020 году в нашей стране произведено около 450 тысяч абортов. Ложно понятые свободы породили не только нравственную вседозволенность, но и предоставили женщине-матери право самолично решать участь собственного плода. При этом, сама она подвергает здоровье и жизнь большой опасности.

На фоне девальвации основных христианских ценностей, в частности, в отношении к жизни и здоровью, в России и Европе нарастает и усугубляется демографический кризис. По вопросу о контрацепции Церковь стоит на позиции неприятия средств и препаратов, которые обладают абортивным действием, то есть, приводят к насильственному прерыванию жизни зародыша. Переоценка ценностей в нынешнем мире привела к господству эгоцентризма и геденистического подхода к жизни, при котором рождение и воспитание детей становится некой обузой, препятствующей полноте жизненных удовольствий. Такое отношение обесценивает как содержание брака, так и его назначение, выражающемуся в соработничестве Богу в деле продолжения человеческого рода.  При этом, именно родители несут ответственность за достойное и полноценное воспитание своих детей. В тех случаях, когда увеличение семьи сопряжено с ухудшением материального положения, внутрисемейных отношений, при явном недостатке возможностей для воспитания и образования ребенка, тогда вполне допустимо прибегать к воздержанию при обоюдном согласии супругов или к безопасной контрацепции.

Бездетность, то есть неспособность к зачатию, во все времена воспринималось супругами драматически. Только вера и смирение позволяют им увидеть в этом Божие провидение и смиренно понести свой жизненный крест, находя утешение во взаимной любви и духовном единстве.  Однако, ныне в людях обнаруживается нетерпеливое настояние любой ценой и любыми средствами обрести желаемое. Современные технологии по внеполовому зачатию этому лишь способствуют.

Донорское осеменение и внематеринское вынашивание ребенка неизбежно сопровождается психологическими и социальными коллизиями между супругами, а также и во взаимоотношениях с детьми, обретенными таким способом. Единственно допустимым при решении проблемы бесплодия может стать искусственное оплодотворение половыми клетками супруга.  В этом случае духовное и плотское содержание как материнства, так и отцовства не подвергается умалению присутствием постореннего чужеродного начала.  Напротив, донорское зачатие и суррогатное материнство, в перспективе, могут обернутся для ребенка тяжелыми душевно-психологическими последствиями.

Согласно Слову Божию и учению Церкви, рождение ребенка должно совершаться только в лоне семьи, что позволяет избежать обострение внутрисемейных отношений. Дерзновенные замыслы по клонированию человека, равно как и дискуссии по поводу этого, явно несостоятельны в контексте православного мировоззрения.

Заметим, что именно атеистическое богоборчество стало причиной эгодемонических проявлений человека и его самонадеянного посягательства на прерогативы Бога-Творца. Кстати напомнить, что триумф науки по поводу расщепления атомного ядра обернулся трагедией Херасимы и непреходящим страхом человечества перед угрозой ядерной войны.  В наши дни вполне реальны опасения, что манипуляции с генетической матрицей человеческой личности могут иметь для цивилизации еще более тяжкие последствия. Но уже сейчас видно, что дерзновенный замысел клонирования человека ведет к упразднению в  нем  богоподобия, личного достоинства и, в конечном счете, к нравственному обезличиванию. Человеческие особи, вызванные к жизни путем массового, генетического воспроизводства могут заключать в себе любые индивидуальные характеристики, нужные их заказчикам. Поэтому, "клонойды" могут использоваться как человеческий наполнитель для тоталитарных обществ, где они станут бездумными исполнителями некоей политической воли. Таким образом, клонирование ставит под угрозу "святое святых" в человеке – богоданную неповторимость и свободу выбора.

В плане межчеловеческих и родственных отношений такие эксперименты могут привести к противоестественным ситуациям. Представьте себе, в результате генетического воспроизводства ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Человек, вызванный на свет таким образом, может всю свою жизнь мучиться от комплекса собственной неполноценности, сознавая себя, всего лишь, чьей-то копией.

Достижениям в области трансплантации органов сопутствуют всевозможные негативные издержки, обусловленные всепроникающим действием греха. Готовность одного человека пожертвовать частью себя ради спасения жизни и облегчения страданий своего ближнего, казалось бы, должна иметь своим основанием не корысть, а сострадание. Между тем, трансплантация органов все более приобретает коммерческий размах и криминальную подоплеку. Повсеместно участились похищения детей и взрослых, тела которых используются в качестве «запчастей» для восстановления здоровья состоятельным клиентам, способным щедро заплатить за подобную услугу.  В тех случаях, когда трансплантация совершается по добровольному согласию, донор должен быть предупрежден о ее возможных последствиях. Одним из условий операции является гарантия безопасности его жизни. Коммерческое донорство приводит к тому что продолжение жизни одних происходит за счет явного ухудшения здоровья других.

При пересадке органов все большее распространение приобретает посмертное донорство, при этом, большое значение имеет установление момента смерти и наличия прижизненного согласия умершего. Морально недопустимо начинать операцию по трансплантации органов в состоянии клинической, а не биологической смерти донора, которая выражается в прекращении жизнедеятельности мозга и всего организма. В вопросе об эвтаназии просматривается противоречие между императивом заповеди "Не убий" и рационально-прагматическим намерением избавить от страданий человека, обреченного на смерть. По заповеди пресечение жизни по просьбе самого страдающего нельзя определить иначе как самоубийство. Аналогичным образом можно расценить умышленное уклонение пациента от рекомендованных препаратов и предписаний, продлевающих его жизнь.  В случае, если эвтаназия совершается по настоянию родственников или лечащего врача, то это подпадает под квалификацию умышленного убийства.

Доводы об бессмысленности страданий не всегда основательны, так как нередко они побуждают умирающего к покаянию и сопровождаются душевным просветлением, пробуждая желание примирится с Богом и ближними. Для родных и близких больного дни, недели, а, возможно, и месяцы, сопряженные заботами о нем, могут благотворно сказаться на их душевном состоянии. Очевидно, что роль врача, как инициатора и исполнителя эвтаназии, не имеет ничего общего с его профессиональным долгом.

Гомосексуальные связи и браки сегодня находят оправдание не только в общественном мнении, но в ряде стран уже получили правовую санкцию.  Как известно, этот порок известен с древнейших времен, но уже тогда он был сурово обличаем словом Божием, как недопустимое и противоестественное извращение: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20,13); «…женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение» (Римл. 1:26-27).

Бог-Творец создал человека как мужчину и женщину, разделив их по половым признакам. Но в то же время соединил их в одно благословенными узами брака, в котором выражалась взаимная любовь и стремление к продолжению рода. Иные формы половых отношений расценивались как противозаконные, а следовательно, греховными. Но любой грех может быть преодолен по вере силой Божией благодати.

Недопустимы попытки возвести гомосексуальные наклонности на уровень нормы и, тем более, их пропагандировать. В одном ряду с  гомосексуализмом следует поместить трансексуальность, которая, по сути, представляет собой еще одну разновидность полового извращения.  Побуждения к изменению половой принадлежности могут быть различны. Чаще всего это происходит от болезненного сознания своей принадлежности к другому полу. Этому искушению необходимо противостоять. В противном случае, изменение пола, достигаемое гормональным или хирургическим путем, станет, по сути, вызовом Богу-Творцу, дарующему вместе с жизнью и нашу половую принадлежность. Как показывает практика, перенесшие такую операцию, только усугубляли свое психическое состояние и жизненную неустроенность.