Неустроенность и кризисное состояние современной семьи болезненно переживается прежде всего теми, кто ее составляет. Самоочевидно, что от взаимного отчуждения между супругами и детьми, горечи семейных конфликтов, от трагедии разводов равно страдают все члены семьи. Но всего болезненнее это сказывается на эмоционально тонкой и менее защищенной натуре женщины. Многих драматических последствий можно было бы избежать, если бы отношения супругов между собой, между родителями и детьми, изначально строились на духовной основе.
Из Библии и учения Церкви явствует, что Творец уже в Эдеме установил таинства брака. Праматерь Ева была дана Адаму для помощи и восполнения бытийного одиночества: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2.18). Как мы видим, для обретения Адамом полноты жизни Создатель дарует ему ту, которая была "кость от костей его и плоть от плоти его" (Быт.2,21).Через Богоданное единение с Евой Адам осознает свою мужскую самость и свое призвание, как главы семьи, по отношению к ней и их потомству. Нарекая ей имя, он дает именование и себе самому. В ее глазах он уже не просто Адам, а «иш» (муж, мужчина), а она - «ишша» (жена, женщина). Таким образом, в замысле творения женщина дополняет и завершает природу мужчины. Различие полов ни коем образом не должно было нарушать их равенство перед Богом и между собой. Согласно первозданному замыслу мужчина и женщина должны были безраздельно принадлежать друг другу, составляя нерасторжимое духовно-телесное единство. Это узаконивалось Заповедью: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал того человек не разлучает»(Мф.19,5-6). В словах Спасителя заключена суть освященного Церковью брака, когда брачующиеся через любовь и ответственный долг супружества соединяются в одно тело.
Из Священной истории мы видим, что, поначалу, союз Адама и Евы был свободен от того, что привнесла в их жизнь трагедия грехопадения. С того рокового момента их существование стало подвержено страданиям, искушениям похоти и стремлению к взаимному господству (Быт.3,16). В Ветхом Завете институт супружества не избежал осложнений и коллизий, однако семью спасало, что Израиль веровал в Бога, утвердившем принципиальное равенство перед Ним мужского и женского пола, общность интересов, взаимное уважение и согласие. Религиозное сознание подсказывало человеку, что в выборе супруги его ведет Бог (Быт.24, 42-52), что Господь подтверждает именем Завета ценности и заповеди, которые при браке должны соблюдаться (Лев.18). Святость брака была закреплена в десяти заповедях, представляющих собой духовно-нравственное кредо народа Божия.
Истинное положение женщины утвердилось лишь с пришествием Христа. Если в Ветхом Завете, согласно порядка творения, женщина выражает себя прежде всего в роли жены и матери, то в домостроительстве Нового Завета она может достигнуть свойственное ей совершенство и через девство. Потому в православии такое количество женских монастырей и имен подвижниц Христа ради, запечатленных в святцах за их благочестивую жизнь.
В нашей Церкви содержание супружества и роль женщины в семье очевидным образом выражено в таинстве брака, именуемого венчанием. Отличительным признаком христианской семьи является взаимное согласие, верность и соблюдение чистоты супружеского ложа. Муж и жена, следуя обетам, данным перед алтарем в Божьем храме, в своей совместной жизни держатся убеждения, что семейный мир и благополучие зиждутся не на силе, власти и превосходстве, но на взаимной любви. Препятствием к тому был и остается греховный эгоизм, порождающий потребность к главенству, склонность к диктату, грубости и насилию. Избежать этого можно лишь через живую, деятельную веру супругов и всех членов семьи.
Заметим, что еще век назад мы, православные, славились крепкими семейными устоями, но с упадком веры, именно в семье силы зла особенно зримо проявляют свое разрушительное действие.
Ныне, когда институт брака оказался подвержен затяжному кризису, - действенным средством может стать его воссоздание на традиционных, Богом данных основах.
Сенин О. М., магистр богословия