Закрыть Х

Свет Православия - свет жизни и надежды

С 24 по 30 января в Москве проходили VII Международные Рождественские образовательные чтения. По благословению Владыки Серапиона мне посчастливилось уже в третий раз присутствовать и выступать на этом представительном форуме.

Начался он c торжественного Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя, а к 14.30 участники Чтений собрались в уютном и вместительном зале Московской Мэрии. Пленарное заседание открылось проникновенным Словом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Многое из того, что происходит сейчас в стране и в мире, нашло свое отражение в речи Первоиерарха нашей церкви. Хотя заканчивается второе тысячелетие от Рождества Христова, мир выказывает прежнее упорство в Богопротивлении. Между тем, более чем когда-либо, он нуждается в возвещенном Христом спасении.

«Не только Русь, весь мир находится на переломном рубеже,- подчеркнул Патриарх Алексий.— И от того, возродится ли истинная живая вера в сердцах людских, может быть, как никогда прежде, зависит судьба человеческого рода. Навязчивая идея секуляризации, воспринятая от эпохи просвещения, к сожалению, все еще продолжает владеть умами. Однако бесплодность ее становится все более очевидной. Человеческое сердце, являющееся глубинной основой жизни, невозможно отделить от веры. Атеизм, отрицая существование Бога, по сути, всегда был и остается «религией человекобожия». Этот измышленный идол до ныне требует все новых и новых поклонников и жертв».

И действительно, на фоне невероятных достижений мировой цивилизации, подобно трупным пятнам, зримо проступает обезображенность современного мира грехом, насилием и стяжательством. В последние 10 лет эта беда пришла и в наш Русский Дом. Общая всем нам боль и тревога за наших детей, за землю-матушку, за будущее России снова и снова ставит мучительные вопросы: что делать и с чего начинать? Как один из путей противостояния духовной и национальной обезличенности Патриарх назвал православное образование, которое, «как часть нашей миссии сегодня призвано выявить и возродить образ Божий, живущий в душе... Не погоня за знаниями, за информацией, а формирование человека, цельной и целомудренной, нравственной личности, было и остается главнейшей задачей образования».

Особое оживление вызвало выступление нового министра общего и профессионального образования Российской Федерации Владимира Михайловича Филиппова. До этого мне приходилось дважды слышать выступления прежнего министра В.Г. Кинелева, которые отнюдь не радовали, так как были проникнуты духом секулярности и космополитизма. Напротив, речь В.М. Филиппова несколько раз прерывалось одобрительными аплодисментами. Он начал с горького, но правдивого признания, что современная школа не справляется со своим предназначением, которые он видит в гуманизации и одухотворении подрастающего поколения и приобщении его к духовно-нравственным ценностям.

«Нынешний политический и социально-экономический перелом, угрожающий самому существованию России,— подчеркнул Владимир Михайлович,— не был сто ль тяжел и продолжителен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания, кризисом человека».

Отрадно было слышать, что возможность разрешения проблемы министр видит в деятельном соработничестве системы образования с Церковью: «В самые трудные периоды в истории страны именно Церковь давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества. Верю, что так будет и в эту трудную для всех нас пору. Убежден, что взаимодействие Церкви и светской системы образования поможет вернуть обществу гуманистические моральные устои, обеспечивающие его жизнеспособность».

Практическое осуществление этого замысла министр видит в «активизации диалога с представителями наших главнейших конфессий и прежде всего с Православной Церковью, которой многие народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали». Филиппов сообщил собравшимся в зале: «Мы с благодарностью откликнулись на предложение Его святейшества Патриарха Алексия о создании совместной светско-религиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и пособия от издержек воинствующего атеизма. Совместно с представителями Православной Церкви мы продолжим обсуждение коренных проблем развития образования в нашем Отечестве,— заверил Владимир Михайлович.— Этому должно способствовать регулярное проведение конференций на тему «Образование и Православие», материалы и рекомендации, министерство и его управление намеренно использовать в учебной практике. Мы надеемся, что Православная Церковь в присущих ей формах будет участвовать в работе общественных организаций детей и молодежи».

С не меньшим интересом и духовным подъемом было встречено выступление президента Российской Академии образования Николая Дмитриевича Никандрова. Мне хотелось бы выделить из его речи предложения о воспитательной важности темы патриотизма для учащейся и студенческой молодежи.

Докладчик напомнил: «Всем памятно, как в первые годы независимой России патриотизм как-то вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму. И тоже как бы вдруг стали говорить о том, что в школе не надо воспитывать, надо только обучать, что воспитание есть насилие над личностью. Для большей убедительности ссылались на Льва Толстого. Писатель, который держался убеждения о не совместимости воспитания и свободы. Логика подобных выводов была очевидна. Воспитание было коммунистическим, патриотизм был советским, и многим хотелось как можно быстрее уйти от всего коммунистического и советского. Ныне речь идет о том, чтобы в основу общественного воспитания в школе заложить патриотическую составляющую, немыслимую, без Православия».

Среди выступавших были епископы и писатели, священники и педагоги, ученые и политические деятели. Всех объединяла единая тревога и забота о возрождении духовности в пределах нашего великого, но ныне бедствующего Отечества. Светлым, обнадеживающим фоном в работе Рождественских чтений стала единая убежденность, что залог успешного будущего заключен в возрождении веры и исторической памяти.

Олег Сенин, катехизатор Тульской епархии